Теория развития Клера Грейвза

Существует множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию человеческого сознания. Сегодня всё большей популярностью пользуются модели, обладающие свойством системного подхода, то есть дающие возможность синтезировать разрозненные факты и выводы в единое целое и позволяющие увидеть общую картину. Именно такой моделью стала Спиральная Динамика, в основе которой лежит теория Клера Грейвза.

Это модель развития человеческих систем — личностей, сообществ, организаций, государств и человечества в целом, не только описывающая все этапы существования этих систем, но и дающая ответы на вопрос, как и почему происходит их формирование, трансформация и смена.

Клер Грейвз во многом был преемником и последователем Абрахама Маслоу, предложившего концепцию, широко известную сегодня как «иерархия потребностей по Маслоу». Она имеет вид пирамиды, в основании которой находятся базовые потребности человека (такие, например, как безопасность и пища), а на вершине — признание и самоактуализация. Эти потребности, по мнению Маслоу, являются главными мотиваторами человеческой деятельности.

Клер Грейвз пересмотрел эту теорию и предложил свою новую, более сложную концепцию (впоследствии Абрахам Маслоу ее принял). Грейвз  сформулировал свою модель системы человеческих ценностей — именно их он считал главными мотиваторами  деятельности людей. Эти ценности формируются в ответ на окружающую среду и затем, достигнув определенного уровня развития, начинают сами, в свою очередь, оказывать влияние на эту среду.

Теория Грейвза  рассматривает спираль развития в единстве двух компонентов — стиля мышления, который формирует набор ценностей,  и условий существования. Гармоничное функционирование человека, организации или общества возможно только при совпадении стиля мышления с условиями существования. Что ещё важно:

  • Для каждого уровня развития личности характерен определенный способ восприятия и интерпретации информации, а также постижения мира (можно назвать это парадигмой мышления) – всё происходящее человек пропускает через фильтр своего восприятия.
  • Парадигмы мышления не бывают добрыми или злыми, хорошими или плохими — они отражают способ, как мы думаем, а не во что мы верим или что ценим.
  • Уровни эволюционируют от более низких к более высоким, и каждому из них соответствуют определенные ценности и поведенческие стереотипы. На основе наших ценностей мы совершаем хорошие или плохие поступки, а парадигмы являются способами преобразования наших ценностей в наши поступки.
  • Уровни развития ценностей расположены в порядке появления основных вопросов или проблем, возникающих перед людьми в процессе развития.
  • Каждая очередная стадия соответствует тем потребностям, которые не были удовлетворены или подавлялись на предыдущем уровне.
  • Невозможно пропустить ни один уровень — нельзя, например, перейти от третьего уровня сразу к пятому, перескочив через четвертый.
  • Уровни  характерны как для отдельных людей, так и для коллективов, и даже для больших социальных систем. Государства и общества,  так же, как и люди, развиваются по спирали, эволюционируя от одного уровня к другому, в результате чего происходит смена моделей ценностей и способов существования.

Для обозначения этих уровней используются пары букв, различные цвета, а также иногда числа и имена.

Уровень Условия жизни Поведение человека
AN Бежевый Естественная природная среда обитания или  экстремальные условия. Действия, подобные другим животным. Этика отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.
BO Фиолетовый Таинственный и пугающий мир, наполненный духами и пронизанный волшебством. Мир, где в одиночку выжить невозможно. Задабривание духов и объединение с другими для обеспечения общей безопасности. Этично все, что идет на пользу племени.
CP  Красный Жестокий и опасный мир, в котором побеждает сильнейший и каждый действует сам за себя. Бороться за выживание и удовлетворение потребностей, невзирая на желания других. Этика: сильный всегда  прав.
 DQ     Синий Высшая власть строго регламентирует всякое поведение каждого человека. Подчиняться высшей власти и сохранить верность Истине. Этика: религиозная или квази-религиозная.
ER Оранжевый Окружающий мир полон эффективных альтернатив и возможностей. Прагматично оценить преимущества для достижения успеха. Этика: светский закон превыше всего.
FS  Зеленый Гуманизм, равноправие, всеобщая коллективная взаимная поддержка и забота. Присоединиться к сообществу для того, чтобы разделить развитие вместе с ним. Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.
 GT   Желтый Мир — это естественный и органичный хаос. Мир  гармоничен в своей изменчивости. Учиться оставаться свободным, сохраняя принципиальность. Этика является предметом договора между людьми.
HU Бирюзовый Мир — это единая живая сущность. Искать порядок и взаимодействие в кажущемся хаосе.

Рассмотрим подробнее каждый из уровней.

  1. Бежевый мир — мир Инстинктов

Бежевый мир недалеко ушел от природы, от мира животных. Здесь доминируют проблемы выживания, человек ведет себя как умное, но все-таки животное, чье  поведение полностью диктуется инстинктами —  безопасность, еда, тепло, секс. На всё остальное просто не хватает сил. Здесь царят голод и жажда, холод и страх, здесь мир представляет собой одну сплошную угрозу. «Хватай и беги» — вот что написано на вратах бежевого мира.

В этом мире живут бомжи, наркоманы, умственно неполноценные, немощные старики, тяжело больные люди, охотники-одиночки, а также люди, оказавшиеся в кризисных и тяжелых ситуациях – например, во время войны, массового голода и т.д. Не дай Бог нам попасть в этот мир! Однако каждый из нас в своей жизни проходил через него, хоть мы этого и не помним: в младенчестве, родившись, мы пришли в бежевый мир, откуда вскоре благополучно вышли благодаря заботе родителей.

Сегодня люди в целом действуют на более высоких уровнях, однако если человек  попадает в экстремальную ситуацию,  он может вести себя,  исходя из ценностей «бежевого» уровня, когда осознаваемая цель только одна – выживание.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.

  1. Фиолетовый мир — мир Магии

Фиолетовый мир — это мир безопасности, сменяющий жуткий бежевый мир страха и голода, обитатели которого поэтому так стремятся сюда. Фиолетовый мир понятен: им управляют явные и скрытые силы, — нужно только всего лишь завоевать и поддерживать их расположение, и всё будет в порядке. Это мир магии и суеверий, мир добрых и злых духов, «безымянных древних богов».

Однако безопасность не дается даром — за нее приходится платить полным подчинением, с одной стороны, коллективным интересам (вплоть до круговой поруки), с другой стороны, — системе ритуалов и правил. Человек фиолетового мира связан множеством табу, правил и ограничений, он лишен собственного «Я». Здесь очень сильна власть духовных лидеров — шаманов и вождей. Зато, пока он всё делает правильно, можно быть уверенным в результате. Для этого уровня характерно мышление, связанное с мистицизмом,  акцент на групповых ритуалах, подчинение индивидуума интересам группы.

«Положись на своих и будь спокоен», — написано на вратах фиолетового мира. Это первый социальный мир, где люди уже не одиночки, но взаимодействуют друг с другом. Семейные, родственные, клановые связи имеют в фиолетовом мире мистическую окраску — вера в то, что свои выручат, защитят, накормят абсолютна.

Основная цель на этом уровне – коллективное выживание.  Человек стремится к социальной (племенной) стабильности. Он активно защищается от жизни, которую не понимает, и живет, ориентируясь на тотемы и табу.

Даже в городах есть фиолетовые сообщества — приверженцы архаичных культов и «новых» сект, некоторые молодежные или этнические банды, различные  группировки (в том числе криминальные), а также спортивные команды. Когда вы стучите по столу или заступаете за порог, чтобы передать что-то другому человеку — сами того не замечая, вы заступаете в фиолетовый мир.

Каждый из нас проходил через фиолетовый мир в детстве, когда мир открыт и интересен, а родители сильны и заботливы. Это счастливое время, и поэтому туда так тянет тех, кто потерял опору в иных мирах. Однако люди, вернувшиеся назад в фиолетовый мир, закрывают для себя дорогу в следующие миры.

Предпосылки к переходу на новый уровень: появление личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.

  1. Красный мир — мир Джунглей

Рамки фиолетового мира тесны для личности — осознав себя, личность вырывается оттуда на простор красного мира, а если она сильна — то и сокрушает фиолетовый мир, ломая его хрупкую оболочку. Красный мир — это мир Эго. Столкновение Эго, не ограниченное никакими правилами, превращает мир в джунгли — это самая точная метафора красного мира.

«Сильный и хитрый всегда прав» — написано на вратах красного мира. Но это не значит, что красный мир полон победителей: численно в нем преобладают жертвы, обреченные прислуживать и высматривающие свою маленькую победу — найти еще более слабого или же обмануть, украсть что-нибудь у сильного и тем нивелировать его победу и свое поражение.

Типичный представитель «красного»  уровня — воин, который превыше всего  ценит власть и славу. «Выживает сильнейший» — вот основной девиз «красных». На этом уровне господствует грубый индивидуализм и стремление к самоутверждению,  здесь  агрессивно проявляется жажда обладания, а «сильный  всегда прав».

С людьми этого уровня всем нам приходится встречаться достаточно часто. Мир видится им как джунгли, где побеждает сильнейший и хитрейший. Девиз такого человека: «Делай, что хочешь, и наплевать  на остальных». Его цель –  власть и слава, максимальное удовлетворение потребностей, он стремится брать от жизни всё. Люди «красного»  уровня всегда требуют уважения, они готовы отстаивать свои интересы любыми методами и абсолютно не выносят унижения, особенно публичного. На этом уровне человек стремится победить любой ценой, не считаясь с чужими судьбами и  мнениями. При этом «красные» могут быть очень креативны, поскольку  для них не существует общепринятых норм, они  способны вырабатывать оригинальные,  инновационные идеи.

Красный мир — это мир олимпийских (германских, славянских, египетских) богов и героев, где высшей и единственной ценностью является власть. Исторически красный мир возникает тогда, когда власть можно превратить во блага (удовлетворение потребностей). В предыдущем фиолетовом мире власть — это ярмо долга и ответственности за благополучие других, которое приносит уважение, но не богатство. В красном же мире власть — это единственный источник богатства: она дает право взять всё, чего можно пожелать. Власть приходит с силой и умением ею пользоваться. Но, для того, чтобы силу можно было превратить во власть и конвертировать во блага, этих благ должно быть вдоволь.

Не сразу и не везде, но в большинстве случаев красный мир приводит к возникновению рабства: раба легко контролировать силой. Рабства уже почти нет, но возможность конвертировать силу в блага остается — в преступном мире и в некоторых молодежных тусовках, в тюремных сообществах и традиционной армии, да мало ли ещё где.

Эгоистичные дети, хулиганствующие подростки и вполне респектабельные начальники «лидерского типа» (а по сути — маленькие или большие диктаторы), серьезные бандиты и серьезные спортсмены (во многих видах спорта), рок-звезды, активные продавцы и многие начинающие предприниматели (часто по необходимости), многие милиционеры и политики — все они мыслят категориями борьбы и победы, славы и власти. «Новые русские» — классическое название красных в постсоветском мире. Лозунг «живи на полную и наплюй на остальных» остается актуален не только в условиях нехватки жизненно важных благ, но и в обществе относительного благополучия.

Оборотная сторона власти — слава. Это слово родилось в красном мире и обозначает мерило власти. Обладатель славы — герой — выделяется из массы людей, ему приписывается божественное происхождение. Борьба, победа — также типичные слова красного лексикона.

Каждый из нас в раннем детстве проходил через красный мир, осознав собственное «я» и пробуя границы власти — вначале над родителями и близкими. Кто-то так и застрял в красном мире, остальных же родители и школа попытались побыстрее перевести в мир следующий — синий. Тем не менее, время от времени практически каждому из нас приходится вступать в красный мир — например, в ответ на красные действия других в отношении нас (а на красную агрессию лучше всего давать красный ответ) или при попадании в красную ситуацию, из которой есть только красный выход.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни.

  1. Синий мир — мир Порядка

Красный мир Джунглей, где идет вечная война всех против всех, неприемлем для множества людей, которые ищут и находят в жизни Смысл. Эти люди живут в синем мире. Это замечательный мир Порядка и Верного Пути. Здесь царят не герои — здесь царят Правила, определенные свыше (Небесами, высшей властью, обществом). Таким образом определяется Цель, а движение к ней порождает Путь и дает Смысл жизни. Соблюдение кодекса поведения означает заслуженную награду, а нарушение — чувство вины и наказание. Даже не столько ради награды, сколько ради Цели и Смысла можно не только потерпеть — можно многим пожертвовать, вплоть до собственной жизни.

Синий мир пытается обуздать красную стихию, заодно «цивилизовав» фиолетовую окраину. Любимая структура синего мира — это иерархия. Так устроены церковь и корпорация, государство и армия (где красной массе пытаются навязать синие уставы, чтобы привести ее если не в боеспособное, то хотя бы в безопасное состояние). Типичная фигура синего мира — бюрократ, формально соблюдающий все правила и мастерски выживающий в иерархической системе.

Любимые слова синего мира Путь, Смысл, Порядок и т.д. Путь всегда один и правильный, равно как и Цель, к которой он ведет, и поэтому сторонники одной цели могут вечно воевать в священной войне со сторонниками другой цели и другого пути. Но при отсутствии внешних угроз синий мир — это мир стабильности и порядка.

Очень важное слово синего мира — честь. Честь означает следование Кодексу поведения даже в ущерб своим собственным интересам, а порой и жизни. Но даже там, где честь не является главным понятием жизни, всё равно царит самоограничение вплоть до монашеского. Рыцарь и монах — вот два типа героев синего мира.

Это уровень дисциплины, закона и поиска всеобщего порядка. Для «синего» уровня характерна строгая  иерархия, где нижестоящий подчиняется вышестоящему, патриотичное мышление,  чувство вины за несоответствие групповым нормам, готовность к самопожертвованию во имя высшей цели. Люди этого типа часто становятся приверженцами какой-либо  догматической системы, обычно религии.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, обнаружение ошибок церкви или руководства.

  1. Оранжевый мир — мир-Механизм

Незыблемость догм синего мира способствует сохранению порядка и относительной справедливости, но тормозит развитие. Идеал синего мира — общество, застывшее в неподвижности. В конце концов обитателям синего мира хочется развития, и нередко их коробят ошибки непогрешимых синих авторитетов и явное несоответствие догм картине мира, постепенно накапливающей новые и новые детали.

И тогда в синем мире начинают появляться обитатели мира оранжевого — их вначале не принимают и гонят, но их становится всё больше, и вот они взрывают традиционный синий мир, который уступает место новому.

Оранжевый мир — это мир-Механизм, рациональный и познаваемый, а значит, и управляемый. «Если мы познaем законы этого мира», — думает оранжевый человек, «мы поставим его себе на службу». Для оранжевого человека жизнь — как партия в шахматы: нужно знать правила, выбрать удачную стратегию, обойти конкурента, и выигрыш обеспечен! Успех — вот ключевое слово оранжевого мира, и потому символы успеха здесь ценятся больше красной власти и синих правил. Однако оранжевый мир вовсе не похож на красный, где ошибок не прощают и слезам не верят. В оранжевом мире можно выиграть, проиграть и снова выиграть, упасть и опять подняться. Оранжевые не останавливаются на достигнутом, — они постоянно доказывают себе и другим тезис «я способен».

Это уровень конкуренции, научных прорывов и делового предпринимательства.  Стилем жизни становится вызов, а вместо дисциплины и закона править  миром начинают деньги. Для «оранжевого» уровня характерны рационализм,  экономическая мотивация и конкуренция.

Люди с «оранжевыми» целями хотят овладевать миром через его познание, а не путем проявления грубой силы, как на «красном» уровне. Они считают, что те, кто оказались на вершине в жизни, по-настоящему этого заслуживают, а остальные должны подчиняться немногим избранным. Люди, живущие  на «оранжевом» уровне, склонны к  догматизму, но при этом они весьма прагматичны и готовы изменить свои убеждения. Их проще замотивировать быстрым успехом, чем долгосрочными целями.  Мир представляется им рациональным и хорошо смазанным механизмом, который функционирует согласно определенным  законам, а человек, познав эти законы, может поставить его себе на службу. Это «великая шахматная доска», где можно выиграть, если  знать правила игры, выбрать верную стратегию, овладеть технологией и опередить конкурентов. Ключевое слово этого уровня – «успех», соответственно, и внешние признаки успеха также ценятся весьма высоко.  «Оранжевые» люди  считают, что добиться  богатства и победы может каждый, если он по-настоящему этого захочет, и не испытывают сочувствия к неудачникам.

Оранжевый человек — это предприниматель по жизни, хотя он может и не заниматься бизнесом, а посвятить себя науке или культуре, технологии, спорту или общественной жизни. Но и в этих сферах он стремится к успеху, выигрышу, рассматривая природу или социум как соперника в игре («мы не можем ждать милостей от природы, взять их — наша задача»). Типичные герои оранжевого мира — предприниматели, инженеры, ученые, артисты и другие деятели культуры.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.

  1. Зеленый мир — мир Гармонии

Оранжевая гонка за наживой и успехом не имеет конца. Утомленные этой гонкой и порожденными ею конкуренцией, бездуховностью и неравенством (или с самого начала не желающие включаться в эту игру) опускаются в синий мир, где есть смысл и ответы на все вопросы. Но такой исход не всем подходит. Есть возможность сделать шаг не вниз, а вверх — в новый зеленый мир.

Зеленый мир — это мир гармонии и совместного развития, построенный на идеалах любви и взаимопонимания. Это мир гуманизма, заботы и духовности. Дарованные сверху правила тут не нужны — если люди хотят гармонии, они договорятся. Здесь не место наживе и эгоизму. Основные ценности здесь — не власть, не деньги, а гармония, самореализация и взаимоотношения. Это мир консенсуса и экологии.

На этом уровне делается акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности и  внимании к вопросам окружающей среды. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция, лидеры становятся менее автократическими, иерархии размываются.

Главными становятся отношения с другими людьми и со своим внутренним «Я».  Человек «зеленого»  уровня не слишком озабочен вопросами власти и приобретения материальных ценностей, равнодушен к демонстрации признаков  статуса или  богатства, для него гораздо важнее внутренняя гармония, а также любовь и симпатия со стороны других людей.  Это мир идеалов гармонии и взаимозависимости, консенсуса и  гуманизма, заботы и духовности. Гармония и совместное развитие как цель жизни – вот идеал «зеленого» уровня.

Входной барьер в зеленый мир для человека — высокий уровень личного развития («правила внутри, а не снаружи»), для социума же необходим определенный уровень благосостояния — ведь продуктивность зеленого мира существенно ниже. Зеленый мир приходит только в богатые места, где первые потребности удовлетворить несложно, а от иных потребностей можно и отказаться.

Антиглобалисты и «Гринпис», феминистические движения и борцы за права животных — все они родились в зеленом мире, хотя и не все сохранили ему приверженность (кого-то купил оранжевый мир, а кого-то поработил красный).

Зеленый мир — это мир справедливости, понимаемой не как воздаяние за заслуги, а как неоспоримое равенство возможностей. Экуменические церкви и «скандинавский социализм» предлагают разные модели такого равенства.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.

  1. Желтый мир — мир-Калейдоскоп

Не зря зеленый цвет похож на цвет болота: здесь всё происходит медленно и далеко не самым эффективным способом, чтобы не нарушить гармонию и не задеть интересы. Те, которых это не устраивает, вырываются из тисков коллектива в желтый мир и, подобно серфингисту, скользят по поверхности — обитатель желтого мира не дает поймать себя ни деньгами, ни властью, ни статусом.

«Желтый» уровень находится на втором слое (или витке) спиральной модели и включает в себя другие цвета, что дает носителям этого стиля мышления больше альтернатив в поведении и более широкий взгляд на вещи.  Здесь человек  становится по-настоящему общественным индивидуумом и перестает быть конкурентным, он использует знания, накопленные на пути своей первой лестницы, чтобы снова системно выстроить свой мир.

Желтый мир — это мир сегодняшнего сетевого сообщества, вырвавшегося за тесные рамки мира зеленых идеалистов. Он возник совсем недавно, с широким распространением Интернета, представляющего собой открытую среду для самореализации и самовыражения, где правила оранжевого капитализма игнорируются хотя бы в силу опережающего темпа развития.

Желтый мир — это калейдоскоп систем и форм, в нём знания и компетентность важнее ранга и статуса. Человек «желтого» уровня всегда готов учиться чему-то новому. Изменения являются нормой жизни, для человека естественно быстро и безболезненно адаптироваться к ним. Человек в желтом мире живет множеством жизней одновременно и может свободно скользить по мирам: он предстает то синим правоверным, то оранжевым честолюбцем, то зеленым источником всеобщей любви, но всё это для него — лишь роли, не затрагивающие внутренней сущности. Часто называют желтый мир первым миром второго порядка — потому что его представители способны понимать и принимать людей других миров, в то время как во всех предыдущих мирах их обитатели нормально воспринимают только своих людей и свои идеи, фильтруя всё остальное.

Независимость, свобода, достоинство, компетентность — вот единственные ценности желтого мира. Деньги даются здесь без особого труда и не слишком ценятся — они важны только как инструмент достижения свободы, а к внешним признакам свободные люди желтого мира равнодушны. В желтом мире можно добиваться своих целей, никому не вредя, в то время как в красном победителю принадлежит только то, что он отнял у других, а в оранжевом — то, что он выиграл. Обитатель желтого мира — мастер стратегии win-win («выигрыш-выигрыш»). Для красных этот подход непонятен, синие допускают договоренность на основе правил, оранжевые — временный компромисс, зеленые — компромисс ради гармонии. И только для желтых win-win — это не компромисс как взаимная уступка, а реальное нахождение взаимного выигрыша.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и науки.

  1. Бирюзовый мир — мир-Организм

Можно бесконечно скользить по поверхности желтого мира, наблюдая смену картинок в калейдоскопе и рассматривая мир как шоу для тебя одного (для тебя одной). Однако это может рано или поздно надоесть, и тогда неизбежен поиск смысла на новом уровне — там, где ответы синего и зеленого миров уже лишены смысла. Этот новый бирюзовый мир только забрезжил на горизонте в виде отдельных идей, мыслителей и книг, и поэтому мы мало что можем о нем сказать. Обитатели бирюзового мира видят мир единым организмом, в котором души всех людей происходят из одного корня. Если желтый мир — это «хай-тек», то бирюзовый — «хай-хьюм» (high-hume), то есть мир высоких психологических и социальных технологий, духовных учений и практик.

Этот  уровень дает ощущение  целостности  бытия – и разумом, и душой, позволяя в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность. Мир воспринимается как единый, динамичный организм, обладающий коллективным разумом.

В теории Грейвза спираль развития рассматривается в единстве двух компонентов — стиля мышления и условий существования, и гармоничное функционирование человека возможно только  при совпадении этих двух факторов. Поэтому, несмотря на то, что  многие  люди при тестировании выбирают ценности «бирюзового»  уровня, в реальности носителей этого уровня практически нет, поскольку пока еще не сформировались условия  для проявления этих ценностей.

Общее

Еще создатель теории «спиральной динамики» Клэр Грейвз обнаружил, что парадигмы «движутся зигзагом» между темами самовыражения и самопожертвования. Обратите внимание: теплые цвета маркируют парадигмы самовыражения (индивидуалистические, материалистические), а холодные — парадигмы самопожертвования (коллективистические, идеалистические). Собственно, именно поэтому он назвал свою теорию «спиральной» — каждый раз идет возврат к предыдущему, но на более высоком уровне. Еще более важно в названии теории слово «динамика» — ведь для человечества характерно развитие. Движение вверх всегда идет в сторону усложнения жизни. Расширяется психологическое пространство, широта взгляда на мир, растет число «степеней свободы» и граней личности, разнообразие альтернативных способов сделать что-то, усложняются потребности человека. Парадигмы возникают вначале у отдельных наиболее «продвинутых» людей, а по мере изменения условий жизни распространяются подобно волнам.

Однако же что движет людьми при переходе из мира в мир? Есть две составляющие — условия жизни и собственные стремления человека к развитию (или отсутствие таких стремлений). Без внутреннего побуждения человек легко застревает в первом же мире, обеспечивающем ему минимальный внешний комфорт, и может остаться там навсегда (вот почему «цветные» миры — это в каком-то смысле пространство для работы нашей души). Точно так же одни и те же условия жизни порождают разные картины мира, разные системы поведенческих стереотипов — в зависимости от личного уровня развития человека. Вот почему разные миры часто пересекаются во времени и пространстве, приводя к непониманию и конфликтам.

Миры (в лице разных людей) сосуществуют в рамках одной компании, одного государства, соседей по лестничной площадке и соседних народов, создавая множество проблем взаимопонимания (или взаимонепонимания). Когда люди имеют разные картины мира — они ничего не могут друг другу объяснить. Красный «новый русский» никогда не поймет, что ему говорит синий бюрократ — какие правила могут быть, если право только одно: «я так хочу»? Синий бюрократ с неприязнью относится к красному и оранжевому нарушителям правил (хотя ему невдомек, что нарушают они их из разных соображений). Оранжевый с презрением относится к красному, полагая его примитивным: зачем силой брать то, что само придет в руки? Для оранжевого естественно вернуть проигравшему выигрыш, чтобы иметь возможность сыграть еще раз. Зеленый может тихо ненавидеть синего — ведь тот за инструкциями не видит живых людей! А синий считает зеленого недотепой, у которого ни правил, ни порядка!

Парадигмы мышления нельзя оценивать с этической точки зрения («добро-зло», «лучше-хуже»), потому что они отражают способ мышления, а не ценности или нормы поведения (не «что такое хорошо и что такое плохо», а «как узнать, что хорошо и что плохо»). Одна и та же парадигма мышления может диктовать ее носителям широкий спектр поступков. И наоборот, одни и те же поступки могут быть вызваны разными мотивами, поэтому важно не что человек сделал, а как он пришел к решению это сделать. В одном и том же мире живут люди, из которых кого-то мы оценили бы как праведника, а кого-то — как законченного злодея. Но, не понимая их мира, мы вряд ли нашли бы общий язык с любым из них.

Миры плавно перетекают один в другой, «чистых» цветов в природе не существует — это абстракция, модель, удобная для практического применения. Работая с ними, нужно помнить, что жизнь всегда богаче любых моделей. Конечно же, среди окружающих нас людей редко можно встретить «чистые» цвета спектра: парадигмы могут сосуществовать в рамках сознания одного человека, не пересекаясь, поскольку относятся к разным сферам его жизни. Человек может быть оранжевым предпринимателем на работе и строгим синим отцом семейства, а приходя на стадион, совершенно по-красному болеть за свою команду.

Мы живем в бесконечно меняющемся мире, где нет  окончательного состояния,  которого можно было бы достичь.  Клер Грейвз писал: «На каждом этапе существования взрослый человек находится в поисках священного Грааля, он ищет дорогу, по которой пойдет в своей жизни.

На первом уровне он находится в поиске автоматического физиологического удовлетворения. На втором уровне он жаждет безопасности в жизни, и далее по очередности – поиск подтверждения своего героического статуса, власти и славы, поиск элементарного порядка, поиск материального благосостояния, поиск любовных отношений, поиск основы для самоуважения и поиск умиротворенности в нашем непостижимом мире.

И лишь поняв свою неспособность обрести этот мир, человек направится в свое новое путешествие по девятому уровню. Каждый раз, начиная свой поход, человек верит в то, что сможет найти ответ на вопрос о смысле своего существования. Однако, к своему удивлению и немалому смятению, на каждом этапе он обнаруживает, что решение вопроса бытия это не то решение, которое он собирался найти. Каждый достигнутый этап оставляет человека в растерянности и недоумении. Решая одни проблемы, он сразу же начинает сталкиваться с другими. И его путешествие становится бесконечным».

Таким образом, каждое поколение заимствует культурные ценности и социальные установки своих предков, однако этого недостаточно – со временем в обществе накапливаются нерешенные проблемы и неудовлетворенные потребности. Появляются люди, опережающие свой век, для которых характерно новое мышление. Их становится все больше и больше, и в результате происходит очередной качественный скачок на новый уровень —  общество догоняет своих гениев.

Согласно исследованиям Бека и Кована, сегодня 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% — на «красном» и 40% — в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому» уровням, с редким заходом в «желтый» и выше.

Можно заметить, что каждый нечетный уровень (теплые цвета) ориентирован преимущественно на индивидуальные, материалистические ценности, а четный (холодные цвета) – на коллективистские, идеалистические (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, на «фиолетовом», «синем» и «зеленом» уровнях особенно велики значение культуры и роль коллектива, тогда как на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» — вера в способность общества к самоорганизации.

Спиральная  модель  Клера Грейвза не имеет верхнего предела, и вслед за бирюзовым возможно появление очередного нового уровня. Ученые уже назвали его коралловым, однако характеристики этого уровня пока еще неизвестны.

В своем индивидуальном развитии каждый человек с самого момента рождения последовательно проходит все стадии, начиная с «бежевой» и, в конце концов, окончательно останавливается на каком-то одном  уровне.  Поэтому  общества, состоящие из носителей разных ценностей,  неоднородны по своему составу, и  чем более развитым является то или иное общество, тем больше в нем представлено разнообразие уровней. Уровни – это не ступеньки лестницы, они не сменяются внезапно, а ведут себя скорее как накатывающиеся волны, где каждая последующая волна поглощает предыдущую.  Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Например, компания  может остановиться на «синем» уровне, а если «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел, всё может закончиться банкротством. Для государства, остановившегося на низком уровне развития, в то время как другие ушли далеко вперед, ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией».

Среди людей редко встречаются те, кто представляет чистые цвета спектра: парадигмы могут сосуществовать в рамках сознания одного человека, не пересекаясь, если они  относятся к разным сферам его жизни. Один и тот же человек на службе может быть «оранжевым» предпринимателем, дома — строгим «синим» отцом семейства, а приходя на стадион, отдаваться во власть эмоций, как это делают «красные». Хотя, безусловно, один из этих уровней всегда является доминирующим – чаще всего именно тот, который проявляется на работе. И, конечно же, разные парадигмы (в лице их представителей – разных людей) сосуществуют в рамках одной компании, одного государства, соседей по дому и соседних народов, создавая множество проблем, поскольку,  когда у людей разные картины мира,  им очень трудно понять друг друга. Тем не менее, каждая организация, как и каждый человек, имеет свой доминирующий «цвет», который  определяется либо большинством входящих в нее людей, либо руководителем.  На разных стадиях развития организации изменяется и ее «цвет». Кроме того, в достаточно большой компании разные подразделения тоже имеют свои «цвета», причем важную роль здесь, помимо «цвета» руководителей и сотрудников подразделений, играет и специфика их работы.

Спиральная динамика  — уникальная динамическая модель эволюции человеческого сознания, вскрывающая  глубинные механизмы человеческого поведения и принятия решений, и позволяющая предсказывать характеристики новых уровней на основе предшествующих. Принципы Спиральной динамики помогают  в конкурентной борьбе, позволяют понять психологию потребителей и сотрудников, обеспечивают  эффективное и результативное лидерство, они незаменимы при разрешении конфликтов и проблем как межкультурного, так и международного взаимодействия.

 

Статьи по теме:

Призвание как смысл жизни

Транзактный анализ Эрика Берна

Пирамида потребностей А. Маслоу

Принципы работы нашего мозга

Креативная стратегия Уолта Диснея

Модель мозга по теории Пола МакЛина

Шкала эмоциональных тонов Р. Хаббарда

Пирамида Роберта Дилтса. «Почему вы имеете то, что имеете»